www.locks.ru
Силуэтные замочки - стражи шкатулки
5551
5551
Навесные шкатулочные замочки в виде затейливых плоскостных фигурок золотистого металла не оставляют равнодушным ни одного любителя «изящных вещиц», интересующихся миром антиквариата. В них отразилась вся прелесть грациозного искусства второй половины XVIII века. Игровая стихия столетия в полной мере реализовалась в их облике, рассчитанном на зрительный эффект и маскирующем практическое назначение предмета – служить запирающим устройством.
Одной из примет того времени, с его трепетным отношением к тайнам, стали декоративные коробочки для «милых сердцу пустяков», безделушек и вещиц для «презентов», многочисленные шкатулки для писем, ценных бумаг и драгоценностей,
Образ «играющего, медного» века России становится особенно понятным при ближайшем рассмотрении каждого из таких замочков-фигурок. Во второй половине XVIII века искусство художественной обработки меди достигло наивысшего расцвета, и в технике и декоративности исполнения навесных замочков ярко проявили себя российские мастера-медники. Этому способствовал и сам материал – латунь, один из наиболее популярных медных сплавов того времени. Латунь, представляющая собой сплав меди с 30-50% цинка, пластичный материал с широким спектром зеленовато-золотистых оттенков, легко прокатывается, куется, чеканится, режется, шлифуется и полируется, долго сохраняя блеск. Все эти свойства в полной мере использовались при изготовлении навесных шкатулочных замков.
В XVIII веке навесными шкатулочными замочками прославилось село Павлово на Оке, делали их и в Туле. В этих центрах оружейного производства издавна занимались художественным ремеслом, связанным с металлообработкой. Тула в екатерининскую пору была знаменита еще и изготовлением стальных партикулярных предметов и замков. В Павлово в основном использовались латунь, которую поставляли с уральских заводов Демидова. Преемственность традиций, связанных с искусством обработки меди в оружейном деле и отделке навесных замочков, сохранялась в технических основах и приемах ремесла – ковке, просечке, чеканке, гравировке. Украшение оружия медными накладными пластинами, обычно с резным изображением всадников, птиц и животных, – обычный декоративный прием, который использовался также в медных наружных пластинах замков на сундуках и мебели.
Традиционно между «Павловым Острогом», так называлось село Павлово в старину, и «железной» столицей – Тулой существовали самые тесные ремесленные, контакты. Граф Петр Борисович Шереметев, собиратель памятников старины и покровитель искусств, блестящий представитель дворянско-аристократической культуры, активно участвовал в развитии промысла Павлова, владельцем которого он стал в 1743 году. Не жалея средств, он привлекал к себе на службу лучшие художественные силы и талантливых крепостных для реализации многих начинаний. В селе был устроен завод, просуществовавший около полувека. Графские кузнецы совершенствовали свое мастерство на Тульском оружейном заводе. К развитию творческого мышления располагали коллекции редкого западноевропейского и восточного оружия, источником вдохновения служили гравюры и эстампы. Среди предметов декоративно-прикладного искусства из кунсткамеры Шереметевых в Петербурге было собрание фигурок птиц и зверей из драгоценных металлов, китайских резных фигурок из камня и кости. Надо полагать, что среди образцов руд и разнообразных фигурок находились и диковинные фигурки навесных замочков из латуни – модного в то время драгоценного металла, почитавшегося наряду с драгоценными металлами.
Искусство графских мастеров отмечали отечественные и иностранные путешественники в XVIII и начале XIX века. Затейливый вид изделий сравнивали с восточными медными замочками – «подобные китайским, то есть в виде птиц, зверей, насекомых и прочее», подчеркивали высокое качество и искусность работы: «...Жители этого города все суть замочники или кузнецы, делают очень чистую работу...», «...делают замки, из коих иные так малы, как горошинки». Крошечные замочки XVIII столетия, сравнимые разве что с изделиями Левши, относятся к числу редких образцов в музейных коллекциях. Подобные изделия ювелирной работы с действующим механизмом чаще служили украшением, чем использовались по назначению. Иногда они были частью женских украшений, их носили в качестве подвесок к серьгам и шейным цепочкам знатные дамы. Эта традиция создания ювелирных безделушек была сохранена мастерами-замочниками и в следующем столетии. На промышленной выставке 1849 года фигурировала цепочка, составленная из 240 миниатюрных замочков. Крошечные фигурки-замочки разного времени – редкий коллекционный материал.
В истории замочного производства плоскостные силуэтные замочки занимают особое место. Будучи техническим изделием с простым пружинным механизмом, призванным служить запором, навесной фигурка-замок по художественным достоинствам занимает одно из первых мест среди декоративно-прикладных изделий из меди второй половины XVIII века.
Традиция украшения замков декоративными планками в виде голов животных и отдельными плоскостными деталями с гравировкой уже давно была известна в Западной Европе. Но замочки, выполненные в виде плоских силуэтных пластин-фигурок, детально орнаментированные резным штрихом, в манере, напоминающей гравюру, – оригинальное произведение отечественной культуры. Лики и костюмы у фигурок-человечков, глаза, клювы и оперение птиц, гривы, хвосты и упряжь коней, одежда всадников, чешуя рыб, шкуры мифологических драконов и львов – выполнены с неповторимым разнообразием и образуют своеобразный маскарад миниатюрных изящных вещиц. Подчиняясь общему замыслу, резной орнамент одной стороны замочка дублируется изображением на обороте пластины. При этом мастерски сделанные отдельные штрихи меняют восприятие изображения в каждом из двух случаев. Иногда намеренные дополнения в рисунке одной из его сторон делают абсолютно редким замочек среди других, представленных в коллекции. Округлая дужка замка органически включается в общий силуэт, привнося элемент стабильности в беспокойный абрис замочка. Обе плоскости дужки, как и самого замка, всегда украшены штриховым орнаментом, элементы которого варьируются.
Творческая фантазия и техническое мышление нашли наилучшее сочетание в конструктивно-художественном решении силуэтных замочков. Технологический принцип всегда постоянен. Откидная дужка навесного замочка обычно объемнее силуэта и имеет двойную функцию. Первая обозначена определением предмета как «навесного», вторая – наличием небольшого железного засова-ригеля в виде крючка на конце откидывающейся части дужки. Замочной коробкой с крошечным пружинным механизмом служит небольшая полость в неподвижной части дужки либо корпусе пластины, приходящейся под откидную дужку с ригелем. Сквозное отверстие – скважинка для ключа – обычно замаскирована штриховым орнаментом либо удачным расположением в силуэте фигурки. Закрывается замочек захлопыванием, открывается – поворотом ключа.
Несмотря на видовую повторяемость замочков в коллекциях не существует двух совершенно одинаковых, всегда есть различие в размере, отдельных деталях силуэта и, конечно, штрихованном декоре плоскостей. Каждый из сохранившихся замочков – оригинальное, штучное произведение. Они пользовались спросом в определенной общественной среде. Иногда заказы поступали на конкретные образцы, «подлежащие выполнению против присылаемых образцов самою чистою и соответственною во всем оригиналу работою». Как и любые модные и курьезные предметы своего времени, замочки использовались в качестве подарочных, «презентных» вещиц.
В Москве их можно было приобрести в Гостином дворе, где Шереметевы держали лавку по сбыту изделий павловских мастеров.
Но мода и вкусы переменчивы. Причудливый облик силуэтных замочков не отвечал официозному стилю классицизма начала XIX века, и в аристократической части общества интерес к ним пропал. К тому же в 1788 году скончался граф П.Б.Шереметев, что стало началом процесса угасания их производства. Отчасти это подтверждают сохранившиеся в коллекции замочки с датой, хронологические рамки которых ограничены 1760-1780 годами. Ранняя датировка «1767» на замочке в виде орла с расправленными крыльями совпадает со временем существования кунсткамеры Шереметева с множеством фигурок птиц и зверей. Дата «1784» на варианте замка всадника-кавалера в камзоле и с копьем – наиболее поздняя.
Плоскостные замочки-фигурки не стоит рассматривать как сугубо ремесленные изделия. В их декоративном облике ощутимо влияние отечественной школы искусств, становление которой в 1760 – 1770-е годы было частью общих процессов развития национальной культуры. Вид и декор замочков соответствовал мифологизированно-аллегорическому мышлению эпохи. Среди источников литературного, изобразительного и прикладного характера, отразившихся в этом виде художественных изделий из меди, сыграл свою роль и накопительный опыт развития «градыровального художества» – гравюры, широко проникшей в прикладные изделия XVIII века.
Видовое разнообразие силуэтных замочков ограничено определенным кругом образов. Вымысел – как воплощение вечной темы борьбы противоположностей, сил тьмы и света – реализован в виде химерических, фантастических существ. Созвучны народной традиции фигурки птиц и животных, наделенных реалистическими и сказочными чертами, составляющие большую часть ассортимента плоскостных замочков. Обычно это изображение птиц (лебедя, павлина, цапли, журавля, сказочной птицы-Сирин), а также коня, единорога и львов. По большей части декоративно трактованы замочки в виде двуглавых орлов, символика которых подчеркнута у отдельных образцов наличием скипетра и державы. В группе замочков-кентавров, вариантов всадника-кавалера с оружием, богатырей с луком и копьем античная мифология переплетается с русской сказочной тематикой, отраженной в лубочных картинках второй половины XVIII века. Фигурки человечков, приседающих в пляске, с музыкальными инструментами, в сапожках и кафтанах на европейский манер ассоциируются с актерами и музыкантами знаменитого театра Шереметева. Встречаются гротескные замочки-фигурки, как, например журавль «Гордец» с выпяченной грудью наподобие человеческого лика, у которого обыгрывается величина носа – как самодовольного существа. Здесь прослеживается аналогия с лубочной картинкой, изображающей гордеца с соответствующим ему текстом из «Русских народных картинок» Д.А.Ровинского. В орнаментации фигурок отразились и европейские новации – курительная трубка, парик, покрой и убор костюма и т.д.
При изготовлении замков применялись разные технологии. Кузнечное и слесарное дело в этом производстве были преимущественными, но не исключали и литье, особенно при изготовлении замков из медных
Фигурки с цельнолитым латунным кубической формы корпусом и профильным изображением головы утки или птицы датированы 1760 – 1770 годами. Узнать такие замочки можно по круглой накладной пластине из олова по центру фигурки, напоминающей солярный знак. Другая разновидность замочков, изготавливавшихся уже в начале XIX века, – кубовидные фигурки конька или двуглавой птицы с накладными пластинчатыми крыльями. Они отличаются «циркульным» или «глазковым» орнаментом. Дужка обоих видов таких замков, выполненная в виде вертикальной петли из латуни или железа, располагается с тыльной стороны корпуса. Одна ее оконечность закреплена подвижно в петле, другая, с выступом-засовом, произвольно откидывается в сторону при открывании замка. При отмыкании засова ключ с винтовой нарезкой по внутренней стороне трубчатого стержня навинчивается до упора на стержень с идентичным винтовым ходом, который расположен внутри коробки-корпуса замка.
Интерес мастеров к производству навесных замочков-фигурок сохранялся и во второй половине XIX столетия. Изменилась композиционная схема – объемный корпус замка приобрел округлые формы и съемную дужку. Облик фигурок перестал быть сказочным, приобретя реалистические черты животных. Основным способом их изготовления стало литье, среди материалов приоритет по-прежнему сохранялся за медными сплавами, но встречаются и стальные замки-фигурки. Ассортимент – коньки, петухи, куры, собачки (львы). Чаще встречаются замки в виде фигурок коньков.
Замочки были цельнолитыми или из двух половинок. Технология производства замка-фигурки, отлитого из двух половинок, – древняя, уходящая корнями в XIII – XIV века. Этим временем датируются редкие экземпляры бронзовых навесных замков в виде фигурок животных булгарского происхождения, с центрами производства в городах Болгары и Биляр. Половинки фигурки отливались в форму, затем обе части спаивались и, в завершение, производилась отделка швов и поверхности. Коробкой замка с пластинчатым пружинным механизмом служит внутренняя полость фигурки. Съемная дужка у подобных образцов XIX века является засовом. Замок открывается выдвижным ключом с вырезами на стержне. При нажатии ключа пластинчатая пружина освобождает дужку-засов, которая отсоединяется от корпуса. Изготовлением таких замков, преимущественно в виде коньков, занимались в Павлово несколько династий мастеров, среди них – потомственные замочники Семен и Иван Чилины, братья Варыпаевы, особенным спросом пользовались замки-коньки Семена Рыженкова. Они чаще других встречаются в коллекциях.
Миниатюрные ключики к замкам можно назвать предметами ювелирного искусства – особенно это относится к силуэтным и небольшим по размеру. У ключей была разнообразная форма головки, чаще в виде железного или латунного кольца, либо крестовидная. Если поверхность замочка серебрилась, то и латунный ключик покрывали серебром. Замок и ключ всегда составляют единое целое, но ключи, как правило, теряются. Вот и комплексные образцы – замок с ключом – большая редкость в коллекциях.