Музей замков. Калужская область город Таруса

IMG_3084.JPG IMG_3082.JPG IMG_3083.JPG IMG_3085.JPG IMG_3086.JPG IMG_3089.JPG IMG_3091.JPG IMG_3090.JPG IMG_3093.JPG IMG_3092.JPG IMG_3094.JPG IMG_3096.JPG IMG_3095.JPG IMG_3098.JPG IMG_3097.JPG IMG_3099.JPG IMG_3101.JPG IMG_3102.JPG IMG_3105.JPG IMG_3104.JPG IMG_3106.JPG IMG_3108.JPG IMG_3107.JPG IMG_3109.JPG IMG_3113.JPG IMG_3111.JPG IMG_3114.JPG IMG_3115.JPG IMG_3116.JPG IMG_3118.JPG IMG_3119.JPG IMG_3121.JPG IMG_3122.JPG IMG_3124.JPG IMG_3126.JPG IMG_3127.JPG IMG_3128.JPG IMG_3129.JPG IMG_3130.JPG IMG_3132.JPG IMG_3134.JPG IMG_3135.JPG IMG_3139.JPG IMG_3140.JPG IMG_3137.JPG IMG_3141.JPG IMG_3143.JPG IMG_3146.JPG IMG_3145.JPG IMG_3153.JPG IMG_3155.JPG IMG_3157.JPG IMG_3158.JPG IMG_3159.JPG IMG_3163.JPG IMG_3168.JPG IMG_3166.JPG IMG_3169.JPG IMG_3170.JPG IMG_3171.JPG IMG_3172.JPG IMG_3174.JPG IMG_3175.JPG IMG_3176.JPG IMG_3179.JPG IMG_3180.JPG IMG_3181.JPG IMG_3184.JPG IMG_3185.JPG IMG_3187.JPG IMG_3190.JPG IMG_3191.JPG IMG_3193.JPG IMG_3194.JPG IMG_3195.JPG IMG_3196.JPG IMG_3198.JPG IMG_3200.JPG IMG_3202.JPG IMG_3203.JPG IMG_3209.JPG IMG_3210.JPG IMG_3211.JPG IMG_3212.JPG IMG_3213.JPG IMG_3214.JPG IMG_3215.JPG IMG_3217.JPG IMG_3218.JPG IMG_3219.JPG IMG_3216.JPG IMG_3220.JPG IMG_3221.JPG IMG_3223.JPG IMG_3227.JPG IMG_3228.JPG IMG_3229.JPG IMG_3232.JPG IMG_3233.JPG IMG_3237.JPG IMG_3238.JPG IMG_3239.JPG IMG_3240.JPG IMG_3241.JPG IMG_3234.JPG IMG_3242.JPG IMG_3245.JPG IMG_3246.JPG IMG_3248.JPG IMG_3250.JPG IMG_3252.JPG IMG_3253.JPG IMG_3254.JPG IMG_3256.JPG IMG_3257.JPG IMG_3249.JPG IMG_3258.JPG IMG_3259.JPG IMG_3262.JPG IMG_3269.JPG IMG_3263.JPG IMG_3275.JPG IMG_3278.JPG IMG_3280.JPG IMG_3283.JPG IMG_3285.JPG IMG_3287.JPG IMG_3288.JPG IMG_3268.JPG IMG_3289.JPG IMG_3291.JPG IMG_3311.JPG IMG_3313.JPG IMG_3314.JPG IMG_3316.JPG IMG_3318.JPG IMG_3320.JPG IMG_3321.JPG IMG_3322.JPG IMG_3323.JPG IMG_3324.JPG IMG_3325.JPG IMG_3326.JPG IMG_3327.JPG IMG_3328.JPG IMG_3331.JPG IMG_3332.JPG IMG_3333.JPG IMG_3338.JPG IMG_3339.JPG


 

ИСТОРИЯ ЗАМКОВ В ТАРУССКОМ МУЗЕЕ. Статья о музее. 

 

Алексей Алесковский

В картинной галерее Тарусы, небольшого древнего города Калужской области в 30 км от Серпухова, уже четвертый год выставляются старинные русские замки из частной коллекции Дмитрия Жданова. Он коллекционирует ключи и замки уже лет десять – началась коллекция с ключей с солярными знаками и оберегами, но постепенно стал собирать и сами замки. К настоящему времени в коллекции уже более трех тысяч предметов, возраст замков от двухсот до тысячи лет. Среди них замки с секретом, музыкальные и даже стреляющие. Самый сложный замок – работы мастера Федора Коряйкина из Павлово, в нем 12 шестеренок, этот замок был удостоен серебряной медали на промышленной выставке 1896 года в Киеве.

Прежде чем перейти к описанию коллекции, кратко опишу историю и конструкцию замков прошлого.

В древности замков не было совсем, уходя, владелец избы подпирал дверь палкой или закрывал на поворотную задвижку, сейчас применяемую в сельских туалетах, и, учитывая отсутствие воров, этого было достаточно.

Более прочным был засов, от которого и пошли первые замки. На двери делались деревянные или металлические проушины, и еще одна проушина на косяке двери, в них вставлялся брус, который можно было двигать горизонтально, запирая дверь. Чтобы этот засов можно было закрыть или открыть снаружи, в нем снизу делались выемки, а ниже в двери проделывалось отверстие. При помощи Г-образного «ключа» засов можно было задвинуть или отодвинуть. Вот только от вора этот засов защищал мало: достаточно было подобрать длину отпирающего плеча рычага – и дверь открывалась, причем длина эта становилась понятна на основе только внешнего осмотра двери.

В Древнем Египте этот засов усовершенствовали. Дверь стали делать на торце дома, а отверстие для засова вывели наружу. Сам засов имел продольное отверстие. Выше засова находился «элемент секретности» – прочный брус, в котором были проделаны клиновидные вертикальные отверстия, напротив которых были отверстия и в верхней поверхности засова. В отверстиях лежали металлические или деревянные клинья, которые под своим весом опускались вниз и скрепляли засов с брусом. Ключом служила деревянная рейка или металлическая полоса с выступающими вверх штифтами. Для отпирания ее надо было просунуть в отверстие засова и нажать вверх, выталкивая клинья из засова, после чего его можно было сдвинуть и отпереть дверь. Эта конструкция могла быть цельнодеревянной, изготовлялась столярами, но в ней прочность запирания зависела от размеров засова и ключа, который мог иметь длину до полутора метров. Носить такой брус повседневно было очень неудобно.

Конструкция древнеримских замков до нас не дошла, слишком много их частей было сделано из дерева, рога и других недолговечных материалов. Сохранились лишь ключи в виде перстней с множеством мелких выступов и крючков, которые, судя по историческим описаниям, нужно было приложить к механизму замка, нажать и повернуть. По мнению Дмитрия, такой ключ – перстень на пальце заодно был и символом статуса владельца, показывая, что это не просто свободный человек, но и домовладелец.

Первые замки с ключом современного вида произошли от засова с Г-образным ключом. Для повышения их секретности мастера стали делать бородку ключа короче и мощнее, а чтобы к замку подходил только один ключ, в бородке стали делать фигурные прорези, а в замке – дуги и полуцилиндрические детали с выступами – так называемые барьеры, или «секретный барабан» – между которыми мог пройти и сдвинуть засов только ключ с определенной формой выемок в бородке. Большинство русских замков XVI–XVIII веков имеют именно такую конструкцию.

Находки замков присутствуют почти во всех поселениях древности, начиная с X века замки или ключи попадаются в раскопах каждого дома.

Артельное, серийное производство замков сосредоточилось с XVIII века в городе Павлово Нижегородской губернии, владельцем которого с 1743 года стал граф Петр Борисович Шереметев. Он построил завод, просуществовавший более полувека. Замочное производство в Павлово продолжается и сейчас, частично вытесненное ножевым.

Город Павлово на Оке был основан в 1566 году указом Ивана Грозного как острог – военный гарнизон для охраны купеческих караванов от татар. Потребность в починке оружия привела к появлению кузниц, а наличие сбыта кузнечных поделок проезжающим купцам еще больше развило ремесла в городе, и по мере падения военного значения Павлово превращалось в ремесленный центр по металлоизделиям. На большинстве замков есть выбитые надписи – имя мастера, номер или, скорее, размер замка, что более типично для артельных мастерских, иногда изображались награды промышленных выставок.

Качество русских замков было достаточно высоким, чему есть несколько свидетельств. В каталоге 1870-х годов павловские замки дороже импортных. В XVII веке в Германии под влиянием цеховых объединений был принят закон, запрещающий ввоз и продажу замков русского изготовления, чтобы защитить свое производство.

Старинные русские замки из коллекции Дмитрия Жданова подразделяются на несколько типов.

«Врубными» назывались те замки, которые сейчас принято называть врезными. «Приворотные» замки привинчивались к внутренней стороне двери, сейчас их именуют накладными. «Вислыми» раньше называли навесные замки. Среди них были подтип «сничных» – в этом замке ключ сложной формы только вставлялся в скважину, и отпирание происходило нажатием, без поворота. Дисковые замки имели полукруглую скважину и набор дисков, из чего следует, что «шведский» замок, выпускаемый фирмой «Аблоу», происходит от павловского замка XVIII века. «Колокольчик» и «Ладья» обозначали не только внешний вид замка, но и использование профильной скважины, отпирание поворотом. Кодовые замки имели несколько ручек с буквами и цифрами, как и сейчас. Павловский же мастер Тюрин придумал винтовой навесной замок. Ключ его имел внутреннюю и наружную резьбу, для открывания замка ключ надо было ввинтить в замок. Элементом секретности служили направление, шаг и профиль резьбы ключа и замка.

Крупные замки, предназначенные для городских и дворовых ворот, амбаров, назывались «секирными» из-за того, что имели снаружи на двери накладку в виде лезвия секиры. Эта накладка имела как сакральную функцию – на замок как бы переходила часть защитных свойств секиры, – так и чисто утилитарную – не позволяла ворам при помощи инструмента по дереву прорезать в двери дыру к засову и сдвинуть его без ключа.

Попадаются и замки более редких конструкций, например, замок с двумя дугообразными ригелями разжимного типа, которые при помощи пружины заходят в проушину на косяке двери, а поворотом ключа пружина разжимается, и ригели разводятся в стороны, отпирая дверь. Эта конструкция более сложна и в изготовлении – требуется сделать пружины нужной силы, не садящиеся со временем и не ломкие на морозе, что непросто, поэтому замки этой конструкции не получили большого распространения.

Внутри многих врубных замков попадается большая спиральная пружина, закрепленная только наружным своим концом, внутренний же висит в воздухе. Это первая в мире сигнализация – при повороте ключ задевал первый виток спирали, и из замка раздавался низкий, хорошо слышимый звук. Замок звучал и в случае, если воры пытались подобрать ключ к воротам и задевали пружину.

У некоторых замков лицевая пластина с замочной скважиной могла вращаться на замаскированной оси, причем при нижнем положении скважины ключ ни с чем не взаимодействовал – чтобы отпереть замок, нужно было нажать замаскированную защелку, повернуть лицевую пластину, совместить внешнюю скважину с внутренней, и только после того замок можно было отпереть.

Есть в коллекции конские путы с замком и ключом. Они использовались купцами в городе, ими стреноживали лошадь, чтобы ее не украли.

В древности всякий предмет имел не только утилитарное, но и сакральное значение. В ключах часто помещался сквозной кованый орнамент в виде шестилучевого«громового знака», восьмилучевых солярных символов, ромбиков и кружочков, символизировавших вспаханное поле и его плодородие, распускающейся трехлепестковой почки – «крин», изображений коня, птицы, даже барана, который попадается в замках и ключах у Волжских Булгар.

Замок и ключ использовались в похоронном обряде древних славян – на покойника клали замок, запирали его, после чего покойника сжигали, а ключ выбрасывали в реку, тем самым «запирая» покойника на «том свете», дабы не являлся в виде призрака живым людям. Закапывая клад, на него также часто клали маленький замок, запирали и уносили ключ собой, рассчитывая вернуться потом за кладом. Не все возвращались, и во многих находках кладов времен монголо-татарского нашествия сверху лежит маленький замок или ключ-оберег. Маленькие нефункциональные ключи-обереги часто присутствуют и на женских украшениях, в Марий-Эл – даже до настоящего времени.

Есть в коллекции и стреляющий ключ-поджига. В нем имеется боковое запальное отверстие, через которое при помощи фитиля купец мог поджечь заранее забитый в ключ пороховой заряд и выстрелить. Самозащитное применение этого ключа под вопросом, мало кто при виде разбойников будет запаливать фитиль, доставать ключ, подсыпать порох на полку и выцеливать разбойника ключом, подпаливая заряд тлеющей веревочкой. В те времена одно- или двуствольный пистолет или ружье были вполне обыденной вещью в обиходе всякого путешествующего. Такой ключ скорее был сделан кузнецом ради интереса или с целью похвастаться своим умением, а не как оружие. Возможно, этот ключ мог быть «оружием последнего шанса» – когда разбойники вели купца к сокровищнице, он мог внезапно приложить свечку к ключу и выстрелить. Убойное действие 7 или 8 мм пули, разгоняемой черным порохом из 2–3 см ствола, находится под вопросом, но при отсутствии антибиотиков даже небольшая рана могла привести к смерти.

К сожалению, не всегда старинный замок оказывается в музее или коллекции, Дмитрию приходилось видеть уникальные конструкции прошлого, которые нынешние хозяева используют в качестве гнета для капусты или подпирают ими двери сарая.

Комментарии (150)

Рекомендуемые статьи: