www.locks.ru

Дверь — Википедия

553

Дверь — проём в стене для входа и выхода из помещения, или проём во внутреннее пространство чего-либо (самолёта, автомобиля, печи, шкафа и т. п.), а также створ или несколько створов, закрывающие этот проём[1].

Содержание

Составные части

Определяющие элементы

 
  • Полотно, перекрывающее соответствующий ему по размеру проём.
  • Навесное устройство, обеспечивающее перемещение полотна для освобождения проёма.
  • Фиксирующее устройство, придаёт полотну устойчивость в закрытом состоянии.
  • Ручка или иное приспособление для привода двери в открытое или закрытое положение.
  • Декоративные элементы — наличники, лутки.
  • Дополнительные конструктивные элементы

  • Дверная коробка — составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.
  • Порог — нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.
  • Притвор — небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна и/или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.
  • Наличники — специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.
  • Петли — традиционное устройства для удержания двери и обеспечения ее открытия и закрытия.
  • Аксессуары и фурнитура

    Это лишь часть популярных дверных аксессуаров, перечень которых весьма широк.

    Виды дверных ручек 

    Существует 2 основных вида дверных ручек:

    Классификация 

     
    Историческая вращающаяся дверь в Карлсбаде (Карловы Вары)
     
    Дверь здания Национального архива США высотой 11,5 м и весом 5, 9 т.

    Двери различают:

    Правые двери открываются против хода часовой стрелки, левые — по ходу часовой стрелки (при взгляде сверху).

    Проще говоря:

    По конструкции двери бывают:

    По способам открывания двери делятся на:

    Различают двери:

    В зависимости от вида отделки поверхностей двери бывают:

    Художественный образ 

     
    Белокаменный портал собора св. Вита

    Двери — часть интерьера. С ними связано множество русских народных художественных промыслов. Например, Городецкая роспись и т. п. С эстетической позиции наиболее привлекательны двери, в оформлении которых использованы цветные витражи.

    В Библии наиболее часто встречается метафорическое значение вроде «от лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих» (Мих. 7:5). Или: «Се, стою у двери и стучу» (Отк. 3:20). То есть подобно двери открывается человеческое сердце. По традиции Ветхого Завета художественный образ двери часто используется в различных произведениях искусства и в названиях научных работ. Чешский мыслитель-гуманист и зачинатель дидактики Я. Коменский создал трактат «Открытая дверь к языкам» (1631).

    Особое значение образ дверей имеет в романе Гюстава Флобера «Саламбо» (1863). В главе «Гамилькар Барка» в описании дворца выделяются помеченные чёрным крестом двери с медными решётками. Подчеркивается «суровая пышность» красных дверей, а золотые переплёты заставляют солдат вспомнить торжественное и непроницаемое лицо владельца здания. Автор впервые вводит заглавную героиню в повествование через среднюю дверь верхней террасы дворца. Дверь открылась, пишет Флобер, чтобы красавица в чёрных одеждах показалась на её пороге. Не менее интересны предсказания Спендия, адресованные Мато. Спендий обещает солдату жалкую старость, когда слепой и хромой старик с посохом будет «ходить от двери к двери и рассказывать про свою молодость малым детям и продавцам рассола». То есть у романиста двери оказываются обязательным и драматичным элементом в составлении психологического портрета персонажей. В современной литературе эта традиция была развита американским НФ-писателем Л.Картером.

    Известна повесть Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Российский драматург Александр Володин написал сценарий фильма «Звонят, откройте дверь» (1965). В 1971 снят фильм «Тайна железной двери».

    Творчество американской рок-группы Doors и личность Джима Моррисона стали объектом изучения в художественном фильме The Doors режиссёра Оливера Стоуна. Среди киноэстетов особо отмечен фильм «Осторожно, двери закрываются» (Sliding Doors, 1998) режиссёра Питера Хауитта с Гвинет Пэлтроу в главной роли.

    Дверь — классический архетип иномирия: например, «Вельд» Рея Брэдбери. В традиционной научно-фантастической литературе дверь — это универсальный телепортационный канал. На рубеже ХХ и XXI века образ дверей получил новое значение в свете компьютеризации общества и развития киберпанка как цифровой выход в виртуальное пространство. В культовом фильме «Матрица» (1999) главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора.

    В контексте современности образ и описание запертой двери имеют преимущественно негативное понимание и прочтение. Также широко известен рассказ фантаста Герберта Уэллса — «Дверь в стене». Именно за этой зелёной дверью в белой стене, согласно рассказу, находился чудесный мир, личный рай мальчика.